воскресенье, 05 февраля 2012
Давно хотела записать, но только сейчас... решилась... или скорее, до конца сформировала свое намерение. Или мне было просто лень. А может на работе слишком уставала, по тому что не привыкла пока к рабочим будням. В общем, как всегда огромный ворох причин, которые, наверное и вовсе не нужно было приводить, ведь к теме они слабо относятся. А все дело в том, что я эмпат. Ну, заявлено, конечно, гораздо громче, чем есть на самом деле. Способность слабая, проявляется редко и спонтанно и, скорее доставляет мне достаточно ощутимое неудобство, а когда надо - ну ни в какую. Досадно. Зато окружающим людям приносит облегчение. Думаю, все знают о так называемом "синдроме попутчика"? Когда перед незнакомым человеком, которого ты, скорее всего, никогда больше не увидишь, легче выговорится, чем перед самым близким другом. Ко мне часто подходят малознакомые (а пару раз и совсем незнакомые) люди и рассказывают свои истории.
Истории
Наверное, попробую изложить в хронологическом порядке. Что вспомню, потому что их было действительно много.
Бабушка Дуся
Бабушка Дуся и дедушка Миша
Я их уже почти совсем не помню. Когда мы познакомились, мне было два года. Помню точно, потому что они были нашими соседями по даче, а меня туда первый раз привезли именно в этом возрасте. Я уже совсем не помню что именно мне рассказывали. Помню только что в погожие солнечные дни бабушка Дуся сидела на лавочке и говорила, а я возилась рядом на лужайке и слушала. А дедушка Миша отбивал косы и тоже мне что-то объяснял.
Они всю жизнь прожили в маленькой деревне, на берегу реки Нерль. Под конец дедушка Миша почти не мог ходить и постоянно лежал на кровати. Когда умирала бабушка Дуся он на руках дополз до окон и колотил в них палкой. Его не сразу услышали, их дом крайний и стоит немного на отшибе. К тому же, дело было весной, а уже в то время половина жителей деревни были дачники. Потом, его забрали с вобой их дети, которых вызвали почти сразу. Были похороны сначала бабушки Дуси, а вскоре и дедушки Миши. Я маленькая была, не помню. Эту историю мне дорассказала моя бабушка.
Бабушка Аня
Бабушка Аня
Это сестра моего дедушки. Она жила в Ижевске, за печкой. Вязала замечательные шерстяные носки, готовила волшебно вкусные пирожки с капустой и рассказывала мне про войну и про своего мужа, Героя Советского Союза, Степана. Она тоже была героем труда и обороны. А еще она мне постоянно улыбалась и из-за легких пушистых и абсолютно белых волос была похожа на добрый и легкий одуванчик.
Бабушка Рита
Бабушка Рита
Она держала козу и какое-то время я ездила к ней за козьим молоком. Раз в неделю я привозила пустую бутылку и забирала полную. Раз в месяц передавала деньги за молоко. Иногда, в особо жаркие летние дни, она выходила из избы на крыльцо, ложилась на кушетку, которая там стояла и рассказывала мне о своей жизни, о своих детях и внуках. У нее была большая семья, но почему-то они ее редко навещали. Об этом она мне тоже рассказывала, но я уже не помню.
Неизвестная бабушка
Я не знаю ни ее имени, ни ее возраста, ни профессии... ничего. Она была первым абсолютно незнакомым мне человеком, который мне исповедовался. Это было в где-то классе в пятом. Мы с учителем и несколькими ребятами из класса пошли в театр. Нас было, по моему, трое учениц и учительница, когда к нам робко подошла опрятная, интеллигентного вида бабушка и попросила милостыню. Я тогда четко ощутила, что ей самой крайне неприятно и даже противно вот так ходить и просить. А потом она рассказала. И хотя я была там не одна я четко поняла, что рассказывала она именно мне. Она собирала деньги на лекарство внуку. Родители погибли, кажется, в автокатастрофе. Там же покалечился и внук, которому назначили довольно дорогостоящий курс лечения, на который ее пенсии никак не хватало. Я помню.
А еще, когда она уходила, у нее лицо прояснилось. Хотя денег у меня тогда почти не было, и я не сильно помогла ей в материальном.плане.
Бабушка Маша
Еще одна полузнакомая бабушка, у которой я брала молоко на даче. На этот раз я ездила за коровьим молоком в соседнюю деревню. Чаще всего я меняла банки и мы даже не пересекались. А иногда я у ней по часу сидела и слушала. Тяжелее всего было, когда у нее умерла дочь. Не знаю из-за чего. Может быть просто не успели до больницы довезти. Деревня все-таки, до областной больницы далеко.
Связной-то истории, в общем, и не было... Она просто говорила и плакала. Как переживала, как звонила, узнавала. Как потом к похоронам готовились. А еще рассказала, что ей накануне сон приснился, про то как забор чинили и солому с самолета сгружали во дворе. Она сказала, что забор - это к покойнику, а солома к шуму в доме. Я тогда долго у нее просидела. Так, что даже моя собственная бабушка забеспокоилась.
Неизвестная бабушка
Эту историю я услышала летом прошлого года, поэтому воспоминания еще довольно свежие. Я поехала в Нерль. Это поселок городского типа, в пяти километрах от нашей деревни. Поехала я туда на велосипеде за продуктами по поручению бабушки. И вот, когда я стояла в очереди в магазине меня внезапно благословила стоящая позади меня бабушка. Я очень удивилась, а она так смотрит на меня... как-то нежно, грустно и с болью и благословляет. Потом рассказала, что у нее сын был, Вадим. Ему было 22 года, когда он в Афгане погиб. И что ей каждую ночь кошмары снятся. Я как раз все что надо было закупила, так она все порывалась вместо меня заплатить. Еле отговорила. Пятьдесят рублей она мне все-таки вручила. Говорит, купи себе конфетку, и вспомни о моем сыне. Она называла его Воин Вадим.
А те пятьдесят рублей так у меня и лежат в отдельном конвертике, потому что я решила что на них свечку поставлю. Я в общем-то не очень люблю официальную церковь и религию, но просто не могу потратить эти деньги просто так, а что до веры, так разве огромной веры матери, да немного моей искренности не хватит? А еще очень не хочу идти в церковь, слишком сложно сейчас найти православный храм, который не лжет и не лицемерит. Ну и мне просто лень заниматься поисками. И... ну, как всегда, еще много всего.
Неизвестный парень
Знаете, когда к вам подходит подвыпивший незнакомый человек, невольно испытываешь отвращение и желание куда-нибудь исчезнуть с его пути, да поскорее. Но в тот раз, я опять что-то почуяла и не нахамила в ответ на попытку познакомиться. Он был спецназовцем, и в этот день получил известие, что почти вся его группа погибла в очередной горячей точке. Не запомнила название, а он ведь даже село тогда назвал. Он все повторял, что он должен был быть там, с ними, а он здесь, потому что у него дома жена беременная и он не мог ее бросить. А еще у него там отец погиб и брат старший. А средний брат раненным вернулся
Тоже все порывался в магазин зайти и купить мне что-нибудь. Правда, в этой истории я оплошала маленько - поздно ушла, так что фактически просто сбежать пришлось, пока он совсем голову не потерял. Это было несколько опасно.
И еще было множество полузнакомых и знакомых людей и историй, которые я плохо помню. Я записала только самые яркие. После последних мне даже пришлось звонить подругам и пересказывать, потому что это тяжело - принимать в себя чужую боль.
@темы:
история